saiga20k (saiga20k) wrote,
saiga20k
saiga20k

Categories:

Дзержинск и Чебоксарское водохранилище

Одним из основных аргументов противников подъёма уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки является возможное подтопление (иногда говорят и о затоплении) города Дзержинск, известного концентрацией различных химических производств. На днях в Дзержинске прошло заседание рабочей группы по вопросам изучения возможных последствий подъема уровня водохранилища, с посещением ряда объектов. Я участвовал в этом мероприятии и вот мои наблюдения по данной проблеме.

Типичная панорама промзоны Дзержинска. Фото отсюда - venividi.ru/files/img/9387/30.jpg

 

Город Дзержинск находится на реке Ока, хотя непосредственно к реке выходит только небольшая часть города – микрорайон Прибрежный. Промзона расположена восточнее, к реке практически не выходит, исключение составляет Дзержинская ТЭЦ с ее водозаборами.


Космические снимки Дзержинска и его промзоны, взято с Викимапии.

В настоящее время, при отметке водохранилища 63 м, до Дзержинска (и до Нижнего Новгорода) оно вообще не доходит. При поднятии уровня водохранилища до проектной 68-й отметки, Дзержинск будет находится в концевой части водохранилища, уровень воды в Оке при максимальном заполнении водохранилища будет держаться на отметке 68,5-69 м. Это обычный уровень не особенно большого ежегодного весеннего половодья. Таким образом, ни о каких затоплениях застроенных территорий не может идти и речи, ибо земли, которые уйдут под водохранилище, и так ежегодно затапливаются.

Это набережная Дзержинска. Красной линией показан примерный уровень Чебоксарского водохранилища при его заполнении до проектной отметки. Исходное фото отсюда - venividi.ru/node/11006

Теперь что касается подтопления, т.е. высокого уровня грунтовых вод. Подтопление в Дзержинске действительно имеет место быть, но началось оно давно и по причинам, никак не связанным с водохранилищем и вообще рекой. Так, нам показали затопленные подвалы и бомбоубежища завода “Авиабор”, который расположен более чем в 4 километрах от реки и более чем на 10 метров выше ее уровня даже в половодье.

Завод "Авиабор"...

и его подтопленные подвалы.

Причины подтопления разные, основная – резкое, более чем в 5 раз, уменьшение водозабора из грунтовых вод, уровень которых этим водозабором в советское время был резко снижен, а сейчас постепенно вернулся к природному значению. Кроме того, свою роль сыграли засыпка и захламление русел небольших рек, которые дренировали территорию, отсутствие нормальной ливневой канализации, выход из строя имевшихся дренажных систем, не вполне продуманное строительство дорог и других объектов.

Официальное письмо, разъясняющее причины подтопления

По моему личному мнению (официальное заключение дадут работающие в настоящее время специалисты из “Волгагеологии”) подъем уровня водохранилища не может серьезно сказаться на ситуацию с подтоплением Дзержинска, и тем более привести к каким-то катастрофическим последствиям. Такой (и более высокий) уровень воды в реке наблюдается ежегодно – и ничего ужасного не происходит. По словам представителя местной организации, занимающейся контролем уровня грунтовых вод, в половодье грунтовые воды поднимаются на 0,6-0,8 м выше обычного уровня; после подъема уровня водохранилища, можно ожидать, что этот уровень установится как постоянный – в той зоне, где уровень грунтовых вод напрямую зависит от уровня реки.

Однако, в прибрежной зоне, где влияние реки как раз ощущается, проблемы с высоким уровнем грунтовых вод по большей части отсутствуют, они расположены глубоко и проблем не создают. Об этом в частности рассказал директор расположенной в 300 м от реки Дзержинской ТЭЦ. Городские районы с близко залегающими грунтовыми водами также относительно удалены от реки.

Дзержинская ТЭЦ. Фото отсюда - www.energeticmuseum.ru/userfiles/image/dzerzhinsk/dzerzhinskzya_now.jpg

О карстовых процессах. Карст (т.е. провалы грунта вследствие образования в нем пустот) в Дзержинске действительно распространен, с 1952 года до сегодняшнего дня произошло около 270 провалов. Карстовые процессы безусловно связаны с режимом грунтовых вод, но опять же, все показанные нам участки со свежими провалами (например, провалившийся под землю разворотный круг местного трамвая) находятся в нескольких километрах от реки на довольно высоких отметках, и подъем уровня водохранилища на активизацию этих процессов по моему повлиять не может. Опять же, квалифицированный ответ дадут производящие исследования местные геологи.

Карстовый провал в районе разворотного круга трамвая в Дзержинске. Фото отсюда - www.antikarst.ru/pictures/i_8710489437.jpg

Хотелось бы обратить внимание на еще один момент. В половодье вода в Оке может подниматься на высокие отметки без всякого водохранилища (и кстати, на ответки половодья водохранилище не будет оказывать никакого влияния, ибо за зиму оно будет срабатывается и вообще практически уходить за пределы города). Так вот, на оке нередко происходят весьма сильные половодья – так, в 1994 году уровень воды поднялся до отметки 75 м, В 1926 году вода поднималась до отметки 79 м (напомню, что проектная отметка уровня Чебоксарского водохранилища у Дзержинска – около 69 м). В 1994 году, не смотря на столь высокий уровень воды, катастрофы не произошло – все отстойники остались на месте. Об отстойниках промзоны Дзержинска хочется поговорить подробнее, и даже вне связи с Чебоксарским водохранилищем, что я и сделаю чуть позднее, в отдельном сообщении.

Кстати, о позиции местных властей. Она вполне рабочая, идет обсуждение рабочих вопросов, без всяких эмоций. Они реально беспокоятся за свой город, в котором родились и прожили всю жизнь, это чувствуется. Но при этом, как мне кажется, некоторые их опасения связаны с дефицитом информации по теме.

Работа рабочей группы с участием мэра Дзержинска

 

Tags: Чебоксарская ГЭС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments