?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каскад ГЭС на Ангаре является самым мощным в России — в его составе четыре гидроэлектростанции общей мощностью почти 12 ГВт. Сегодня я расскажу о его третьей ступени, Усть-Илимской ГЭС.


IMG_9997


Усть-Илимская гидроэлектростанция, по гидроэнергетическим меркам, относительно молодая станция, ее гидроагрегаты были введены в 1974-79 годах. При ее создании широко использовался опыт расположенной выше и построенной раньше Братской ГЭС, даже внешне эти станции похожи. Основой конструкции Усть-Илимской ГЭС является гравитационная бетонная плотина длиной 1475 м и максимальной высотой 105 м. Эта огромная стена длиной 1,5 км, в которую уложено 3,8 млн кубометров бетона, производит сильное впечатление. Кроме бетонной, есть еще и грунтовые плотины общей длиной более 2 км, но они по причине куда меньшей высоты не столь внушительны.

IMG_0055


Плотина разделяется на станционную, водосбросную и глухие части. Водосброс способен пропустить 9700 м3/с воды, но включается в работу крайне редко — последний раз около 20 лет назад. Сток Ангары хорошо зарегулирован Байкалом и крупнейшим в России по объему Братским водохранилищем, что позволяет пропускать всю воду через турбины.

IMG_0025


IMG_0035


Интересна конструкция затворов на гребне плотины — они сегментные в отличие от обычно применяемых в этих случаях плоских.

IMG_0021


Подъем и опускание затворов производится при помощи кранов

IMG_0015


Переместимся в машинный зал. На входе в него — реликт советской эпохи.

IMG_9884


В машинном зале расположены 16 гидроагрегатов мощностью по 240 МВт каждый. Итого мощность ГЭС составляет 3840 МВт, среднегодовая выработка — 21,5 млрд кВт.ч. Это четвертая по мощности гидроэлектростанция России. Интересно, что проект станции предусматривал возможность установки еще двух гидроагрегатов на перспективу, под них оставлено место в машинном зале (которое используется как дополнительная масштабная площадка), смонтированы водоводы. Эти агрегаты не увеличивали выработку, но давали дополнительную маневренную мощность, которая могла понадобиться при реализации планов по строительству крупных тепловых станций. Но в связи с распадом СССР эти станции построены не были, соответственно необходимости в этих агрегатах нет.

IMG_9894


Гидроагрегаты отработали около 40 лет, и пришло время для модернизации. Для начала решили заменить рабочие колеса на четырех турбинах на более эффективные, что позволит увеличить выработку электроэнергии при том же объеме используемой воды. Вот старое колесо (кстати, его не сдадут на металлолом, а поставят на постамент в качестве памятного знака):

IMG_0034


А вот это новое. И то, и другое изготовлены на Ленинградском металлическом заводе (входит в концерн «Силовые машины»)

IMG_0043


Перевозка такого негабаритного груза (диаметр 5,5 м, вес более 80 тонн) по автодорогам от Санкт-Петербурга до Усть-Илимска заняла почти месяц.

IMG_0053


В машинном зале все готово к монтажу нового колеса. Гидроагрегат разобран, его части аккуратно разложены по помещению. Вот ротор генератора:

IMG_0029


А это статор:

IMG_9906


Лопатки направляющего аппарата

IMG_9893


Системы автоматики и контроля состояния оборудования в машинном зале. С учетом уроков аварии на Саяно-Шушенской ГЭС агрегаты оснащены системой постоянного вибромониторинга.

IMG_9924


Центральный пульт управления станции

IMG_9927


С генераторов электроэнергия попадает на силовые трансформаторы, одни из крупнейших в России

IMG_0040


С них электроэнергия идет на распределительное устройство по специальным кабелям.

IMG_9904


А вот и само распредустройство, занимающее очень приличную площадь. Сейчас все это можно уместить в одно не очень большое здание — технологии за 40 лет не стояли на месте.

IMG_0001


Усть-Илимская ГЭС управляется «Иркутскэнерго», которое входит в состав компании «Евросибэнерго».

IMG_9971






Comments

( 1 comment — Leave a comment )
smok044
Jan. 2nd, 2017 03:59 am (UTC)
Перевозка такого негабаритного груза (диаметр 5,5 м, вес более 80 тонн) по автодорогам от Санкт-Петербурга до Усть-Илимска заняла почти месяц.

Кто то мне буквально вчера вопил
- Доставка только самолётом. Автопоездом невозможно.

А ты смотри - приехали за месяц без проблем. И РосПил остался с Носом))
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

saiga20k
saiga20k

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Sponsored by Cisco